Будешь в темном туннеле - держись подальше от света!
Художественный образ. Создание персонажа.


Литература - это мир образов и условностей. Просто так рассказать историю мало, надо знать, для чего вы ее рассказываете, какой смысл собираетесь донести до читателя, поделиться способами решения каких проблем вы хотите.
Прим.: Если главной завлекалочкой рассказа является его порнографическая составляющая и, собственно, ради нее только текст и пишется, то это вряд ли можно назвать литературой, а скорее вербальным дополнением секс-шопа.
А также - какими средствами вы собираетесь достичь своих целей. Одним из способов отражения главной идеи является образ.

читать дальше

В качестве образа в литературе могут выступать не только люди, но и явления, предметы, события, что дает право говорить об "образе революции", "образе урагана", "образе леса", играющих композиционную и смысловую объединяющую роль в произведении. Первый пример, что приходит в голову, это образ многоквартирного дома, созданного Леонидом в Диптауне (Лукьяненко С. "Лабиринт отражений"), одновременно самостоятельное представление о жилом доме советских времен и отражение характера главного героя. В.Санин в книгах о полярниках создал суровый образ полярного круга. Д.Барри описал в "Питере Пене" простую, яркую и часто несовместимую с реальностью детскую фантазию.
Но даже не антропоморфным образам авторы приписывают человеческие черты, чтобы добиться лучшего их понимания читателем. Так рождается явление персонификации. В романе Потиевского В. "Утес белой совы" большая часть персонажей являются животными, но проявляют человеческие чувства: гнев, стремление к справедливости, борьба за свободу, любовь и дружба, доверие и подлость, вероломство.

Люди, как известно, мыслят образами и понятиями, текстовая оболочка рождается на этапе преобразования мыслей в слова. Чтобы передать свои мысли устно или письменно, человеку приходится их формулировать, находить слова, наиболее точно отражающие его понимание явлений мира. Привычка оперировать словами в уме задолго до их применения в речи дает нам право говорить о вербальном мышлении. В наше время умение грамотно и понятно формулировать свои мысли дается далеко не каждому даже образованному человеку, зачастую выбранные слова не точно раскрывают его истинное понимание. Писатели отличаются тем, что больше других мыслят на вербальном уровне, работа по формулировке мыслей и идей происходит в их головах постоянно, позволяя им быстрее и легче создавать художественные тексты с яркими словесными конструкциями. Но тем важнее для них становится поиск лексики и формы высказываний, максимально точно передающих задуманный образ в произведении, ведь у читателя тоже образно-понятийное мышление, которое расшифрует в тексте заложенные в нем смыслы и трансформирует их обратным процессом в образы, понятные для своего восприятия. А, согласитесь, читать о простых обыденных явлениях, знакомых нам по собственной жизни, не слишком интересно - если только они не преподносятся по-новому. В сущности, роль автора, как посредника между жизнью и читателем, состоит в раскрытии знакомых образов с новой стороны, акцентируя внимание на тех деталях, что ускользнули от читателя в обыденной жизни. Показав привычные вещи в ином ракурсе или научив чему-то новому, автор расширяет кругозор своего читателя, удивляет - и остается в памяти. Работа писателя требует умения замечать невидимое, разбирать мир на составляющие и складывать его немного иначе, чем все привыкли видеть.

читать дальше

Использованная литература:
Википедия
Литературный глоссарий
Виноградов А. Учебник по графомании
Фрэй, Джеймс Н. Как написать гениальный роман
Вступление к диссертации Исаковой И.Н.."Система номинаций литературного персонажа"

@темы: размышлизмы, цитаты, литературная кухня

Комментарии
20.04.2011 в 07:40

Интересно... Только, имхо, все эти статьи - не очень понятны, пока сам не задашься целью поработать именно над той деталью, котороё они посвящены. В том смысле, что одно дело понимать головой, а другое - на самом деле понимать и уметь использовать)))
20.04.2011 в 12:03

Будешь в темном туннеле - держись подальше от света!
Svanilda Я обрабатываю материал прежде всего для себя, когда составляешь реферат, вроде как и сам запоминаешь, когда учишь кого-то - сам начинаешь понимать. Согласна с вами, что информация должна приходить вовремя, когда человек задается целью ее получить и использовать, иначе прозвучит пустым звуком. Наверное, я надеялась, что кроме меня в дайрах найдется еще кто-то, кто учится писать, а не просто пишет.))))
20.04.2011 в 15:12

Rinako, тут нужно, чтобы совпало не только желание учиться писать. Но и чтобы обучающиеся находились примерно на одном уровне. Но написали вы и в самом деле интересно. И здорово, если кому-нибудь это поможет что-то понять)))
21.04.2011 в 14:23

Будешь в темном туннеле - держись подальше от света!
Svanilda Мое тут только то, что не под катом. Остальное - выдержки из чужого материала, который указан в Литературе.))))
02.05.2011 в 12:24

Спасибо за статью, очень интересно и понятно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии