ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Грубо говоря, это наука о том, как писать и как потом понять, что же ты написал.
Начнем с начала.
Чтобы написать произведение, нужно:
- придумать тему, идею, фабулу, т.е. смысловое наполнение текста.
- определиться с формой будущего текста (новелла, рассказ, повесть, роман, трилогия... много их, жанров и поджанров, есть из чего выбирать, хотя никто не мешает создать свой, т.е. новый), причем форма зависит от содержания напрямую - не стоит раздувать из мелкой идеи роман, кому интересно разливание воды по тарелкам?
- лучше бы расписать план, как сценарий, например, или как душе угодно. План нужен, чтобы вы сами сохраняли ритмику текста и отсеивали лишнее, все мы знаем, как далеко нас может занести, если дать волю воображению. Нет, от идей отказываться не нужно - откладывайте их в ящик с запасными деталями, пригодятся.
читать дальшеИтак, у вас есть замечательная идея, вы сумели создать для нее отличный сюжетный поворот, придумали героев, согласовали (с самим собой) форму воплощения всего этого, и даже написали коротенький план, что за чем, как начать и чем закончить (часто последние два пункта важнее всего, очень трудно, как правило, заставить себя держаться в рамках определенного собой же жанра, но если сумеете - считайте, что вам больше нечего боятся!).
Что дальше?
Начинаем писать.
Кстати, вы в курсе, чем отличаются тема и идея произведения? Если нет - спрашивайте устно.
И первая проблема: чем начать текст? "Светало" - не лучший вариант. С диалога можно начинать, если вы сумеете одной репликой завлечь читателя. Да-да, помните, что вы работаете на этого незнакомого вам Читателя, ценителя хороших текстов. Именно для него мы должны сейчас создать нечто красивое и увлекательное. И не забывайте о смысле - искушенный ум Читателя, избалованного современными мыслителями и классиками фэнтези, запомнит вас, только если вы поразите его актуальной или просто мудрой идеей в своем произведении! Т.о., мы бы сказали, перед тем как начать писать - стоит почитать кое-что. Для общего ознакомления с полем, где вы собрались «деять».
Ну, что ж, пока мы тут иронизировали, вы уже нашли ту фразу - ту самую! - с которой начнется ваш шедевр. И даже начали его. Стоп-стоп, вы дошли до диалога? А что это будет за диалог? Ну, вот, вы забыли непреложный постулат любого текста: каждая фраза, каждый диалог должен СЛУЖИТЬ раскрытию вашей идеи и двигать сюжет. Диалоги - не просто болтовня героев, где они обижают друг друга, показывают свою крутизну или признаются в любви. Это информативная часть, в которой можно "случайно" или "намеренно" высказать ту информацию, что станет залогом успешного раскрытия сюжета дальше. Ведь, по сути, текст - та же задача, где каждое действие приводит к результату, а сумма результатов дает развязку, общую для всей линий, которые вы сумеете провести через фабулу текста. Не забывайте, что и для чего пишете.
Не худо бы определиться с художественными средствами. Что это такое? Ну, вы, конечно, слышали о "метафорах", "эпитетах", "гиперболах", "сравнениях", "аллегориях" и прочих замечательных чудесах литературного стиля. А теперь ваша задача научиться пользоваться этим оружием в совершенстве. Не беспокойтесь, если что-то не получится. В отличие от соревнования, скажем, по фехтованию - в тексте вы всегда можете все исправить. Ну, или дать исправить кому-то, если не боитесь потом не узнать свой текст.
В качестве худ.средства может выступать и перестановка частей текста, мешанина с хронотопом, панорамные картины вперемешку с близким планом, в общем - тут полная свобода действий - ибо средств за века придумано множество. Единственное условие - текст должен быть красивым, создавать нужное впечатление и достигать своей цели (т.е. быть понятым, как минимум, Читателем, а не только уважаемым автором). Если вы уж пишете текст - то к нему не должны быть нужны дополнительные ваши объяснения, что и зачем там происходит, как понимаете.
Вот, собственно, и все - в основе. Детально каждый постулат можно развить в отдельную лекцию и распотякивать об этом часами. Если нужно - так и поступим. Хотя мы склонны считать, что каждый автор развивается сам и учится так (и тому), как (чему) ему удобно. Талант, мои дорогие, еще не все, над ним нужно работать. А литература - такой же труд, как укладка рельс, только пыхтят мозги вместо мышц.
Успехов вам!